Обращение к истории календарно-праздничной культуры современного периода в наши дни представляется чрезвычайно актуальным. Изучение этого важного, пусть и не очень длительного по времени, исторического периода (не более 20 лет) требует введения в научный оборот новых информационных документов. Документы районных периодических изданий и документы семейных архивов оставались на периферии исторической значимости, здесь и видится необходимым привлечение фотодокументов в качестве полноценных исторических источников.

Проблема исследования и систематизации фотодокументов, как исторического источника, достаточно сложная. Основными задачами исследования являются следующие: выявление источника (эвристика), классификация, установление происхождения источника (автор, время, место, подлинность, обстоятельстваи цель создания), источниковедческий анализ фотодокумента (установлениеполноты сведений, достоверности и точности взаимоотношений источников, атакже всей суммы фактов, относящихся к теме исследования, определение недостающих звеньев)[1]. По мнению историкаВ.М. Магидова, в основе изучения кинофотодокументов лежит анализ закономерностей возникновения этих источников и особенностей отражения в них реальной действительности, разработка целой системы приемов и методов их использования в исторических исследованиях, а также анализ того, что дает тотили иной кинофотодокумент для понимания и изучения конкретного исторического события.

Целью практической части дипломного исследованиястало и изучение комплекса фотодокументов родных и близких семьи Ивановых, сделанных в разные годы и разработки интернет-проекта «Ысыах Нюрбы».

Составлена опись собранных фотодокументов:

  1. Фотографии Нюрбинского ысыаха 1970-1980-хх гг.
  2. Ысыах Нюрбы в 1990-2000-ые гг.
  3. Ысыах Нюрбы в наши дни (2010-2014 гг.)

Всю совокупность фотодокументов по рассматриваемой теме можно разделить на два блока: опубликованные и неопубликованные. Те и другие могут подразделяться на бумажные фотографии и цифровые фотографии. Со временем число фотодокументов, относящихся к множеству неопубликованных, может только уменьшаться. Причем,это относится и к той части неопубликованных фотодокументов, которая хранится в музеях, особенно районных и ведомственных. Сохранить фотодокументдля истории можно, если он станет историческим источником, т.е. окажется втянутым в сферу научного исследования, будет подвергнут критическому анализу,аннотирован, найдет свое место в совокупности всех источников.

Говоря о сохранности фотодокументов, следует сказать об их классификации по этому признаку. По месту хранения оригиналов (копий) фотодокументыможно разделить на хранящиеся в личных архивах оригиналы ицифровые копии.

Касаясь вопроса происхождения фотодокументов, можно отметить, что онимогли быть выполнены корреспондентами газет Нюрбинского района и фотолюбителями. Знание авторства фотодокумента имеет большое значение..Фотографии были выполнены на фотоаппаратах разных типов.

Исследование показало, что среди имеющегося массива фотодокументов можно выделить две тематические группы: во-первых, это фотографии общего характера освещающие ритуально-обрядовую составляющую ысыах; во-вторых, это семейные коллективные фотографии сделанные во время ысыаха. Наиболее подробно в фотодокументах представлены снимки, сделанные в 2000-2012 гг.

Проанализированные фотографии из семейного фотоархива иллюстрируют особенности трансформации тематической составляющей Нюрбинского ысыаха в современный период. В фотофонде дипломного исследования собрана, систематизирована и доступна определенная часть материалов о районном ысыахе проводимом в городе Нюрба. Их совокупный объем на данном этапе исследования имеет небольшой объем. В перспективе исследования необходимо наладить сбор фотодокументов сконцентрированых в личных архивах близкого круга родственников и друзей.

В процессе изучения фотодокументов по истории Нюрбинского ысыаха на рубеже 2000-2010-х годов можно сделать вывод о том, что представленные фотоснимки как бы вбирают в себя все характерные и отличительные черты исторического отрезка времени. Здесь фотодокументы выполняют транслирующую функцию. Так, на многочисленных снимках начала 2000-х гг. в основном запечатлены коллективные семейные фото. По всей видимости, фиксировались коллективные фотографии в якутской национальной одежде, что по сути одним из выразительных средств фотографии. Поясняющие аннотации к выявленным фотоснимкам информативны.

В целом по поводу объективной визуализации событий Нюрбинского ысыаха в рассматриваемый нами период можно сказать следующее. Рассматривая фотодокументы, на многих фотодокументах преобладают общие планы, благодаря которым наглядной становится численность собиравшихся на ысыахе. Желание запечатлеть большие массы людей заставляло отыскивать точки, с которых четким становится крупный масштаб событий. Представленные снимки являются, по сути, фотохроникой, и для решения чисто информационных задач требовалось показать снимаемый объект крупным планом. Чтобы такой фотоснимок был понятен, в аннотации к нему присутствуют поясняющая надпись и тот же объект дальним планом.

Поиск и изучение фотодокументов в сети интернет выявил небольшой объем опубликованных и загруженных фотографий нюрбинского ысыаха. Проведенный в настоящей статье анализ фотодокументов, конечно, не исчерпывает тему, но вместе с тем подчеркивает, какие пробелы существуют в изучении фотодокументальной истории нюрбинского ысыаха.

При дальнейшем исследовании данной темы необходимым шагом видится привлечение в первую очередь документов, хранящихся в семейных архивах жителей города Нюрба на различных материальных носителях. Также небезынтересным видится обращение к фотоматериалам Нюрбинского краеведческого музея дружбы народов.Исходя из сказанного, можно говорить о том, что фотодокументы по истории Нюрбинского ысыаха, несомненно, имеют большую историческую и практическую значимость в изучении истории повседневности и календарно-праздничной культуры Нюрбинского района.

 

[1]Магидов В.М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания. - М., 2008