За 90 лет сложился большой опыт преемственности поколений в социально-культурной политике с советских времен: отдел культуры Ленинского района в 70-х годах ежегодно удерживал лидерство в республике по качественным показателям культурно-просветительной работы. По мнению многих исследователей, ученых, общественности в Нюрбинском улусе сохраняется вековая культура народа саха, возрождаются истинные традиции и обычаи проведения национального праздника Ысыах, отрадно то, что, как замечают наши многочисленные гости, у нас в Нюрбе большинство населения активно участвует в организации и проведении национального праздника Ысыах. Начиная с 1990 г.,  в Нюрбе проводились ысыахи «Дабатыы» по сценариям К.Д. Уткина, Г.Е. Томской и Т.П. Олесовой, где по традиции делают обрядовую часть на сценарной драматургической основе. К тому же, каждый ысыах имеет свое тематическое название: «Туhулгэ алгыhа», «Саргы ыhыа5a», «Уйгу ыhыа5а» и т.д.

Необходимо отметить о том, что культовые и обрядовые традиции не изживаются быстро, например в Мархинском (Нюрбинском) улусе до позднего времени были живучи воспоминания об ысыахе Мегежекского бая Данилы Гоголева прочно вошедшие в историческую память жителей района. Согласно данным К.Д. Уткина после гражданской войны, образования автономии в наслегах Мархинского (Нюрбинского) улуса возобновились ысыахи. Председатель Мархинского волостного исполкома С.И.Алексеев вместе с председателем ревкома П.И.Ивановым 22 июни 1922 г. организовали ысыах в Чаппандинском наслеге, посвященный образованию автономии.

В районах Якутской АССР, в том числе и Нюрбинском районе большие развернутые ысыахи проводились в 1945 году по случаю Победы над фашизмом и в последующие годы. В эти годы особенно ярко проявился талант знаменитого импровизатора С.А.Зверева. Начиная с послевоенных лет, он не пропускал ни одного ысыаха, совершенствовал свое мастерство как запевал осуокая. Его учителями были Ырдьан Дьаакып и Саакырдаах Дьуона. По признанию самого певца, песенное народное искусство заворожило его еще в детстве, когда он своими глазами увидел известных запевал осуокая Мархинского улуса, а потом учился у своих знаменитых земляков в Сунтарском улусе.

В довоенное время ысыах проводился, как положено 22 июня – вдень летнего солнцестояния. По мнению этнографа Н.К. Даниловой после войны, по нравственно-этическим соображениям (дата ысыах совпала с началом Великой Отечественной Войны 22 июня 1941 г.) ысыах стал проводиться в период между 10 июня и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.

Согласно воспоминаниям К.Д. Уткина: «На юбилейных ысыахах перед началом открытия на стадион выходят фанфаристы, звучат выстрелы ракетниц.  По усилителю передается «Марш победы» Салимана Владимирова. На фоне торжествующей русско-якутской музыки дикторы приглашают на ысыах на якутском и русском языках. Затем появляются колонны мотоциклистов 15-ти союзных республик. Проходят колонны ветеранов войны. Праздник украшает символическая группа из пары девушек: русских и якутских в самых нарядных национальных костюмах. Вслед за ними появляются костюмированное шествие из участников художественной самодеятельности, дальше: алгысчыт со своей свитой, артисты театра, спортсмены. Выпускаются вымпелы со словами: «Мир», «Дружба», «Счастье», «Эйэ», «Дьол», «До5ордоьуу», оглушительное «Ура» перекликается с возгласами участников открытия «Уруй-Айхал!», «Саргы-Мичил!». Так начинается якутский праздник ысыах. Это был год 1980-й. В сценарии летнего праздника традиционной культуры 1977 г. среди персонажей праздника были и «Мать-Россия», представители братских республик, рабочие, интеллигенты, ученые, космонавты. Из якутских народно-обрядовых героев были образы Алгысчыта, Тойугулаан Куо, Ньургун Боотура и другие.

Во время открытия районного ысыаха в п.Нюрба 27 июля 1987 года в конце представления прозвучал хор из 200 участников художественной самодеятельности. Поставлена музыкально-хореографическая композиция «В семье единой», на следующий день были проведены конкурсы песен «Голосуем за мир», «Звени, моя гитара». Параллельно шли выступления Нерюнгринского коллектива ДК «Багульник» и республиканского ансамбля «Чороон». На конкурсе запевал осуокая участвовало 32 человека. В предыдущие годы их количество доходило до 45-ти народных певцов. Конные скачки проводились в 12-ти видовых категориях, в спортивных играх участвовало 130 человек».

 

В 1990-е гг. ученые фольклористы обратили внимание на особенности проведения праздника ысыах в Нюрбинском районе. В первую очередь, ими была, более-менее налажена организация записи певцов-импровизаторов. Ее проводили научные работники: В.В. Илларионов, П.Н. Дмитриев, В.П. Еремеев, фольклорист Г.Е. Федоров. Первый сборник якутского осуокай сделал фольклорист-любитель В.С. Лосотов (Нюрбинский улус). О сунтарском и нюрбинском ысыахах писал ученый-фольклорист из Новосибирска, доктор исторических наук Н.А. Алексеев в еженедельнике «Наука в Сибири» под названием «Ысыах – праздник дружбы и труда».

Праздник ысыах в вилюйской группе районов, неопытному глазу на первый взгляд мало чем отличаются друг от друга. Но внимательный глаз обязательно найдет нестандартные решения отдельных компонентов структуры и композиции праздника. Нюрбинцы, например, традиционно делают обрядовую часть на сценарной драматургической основе.К тому же, каждый ысыах имеет свое тематическое название:

1990 г. - «Дьөһөгөй Айыы» - поклонение божествам третьего неба. Божество, дарующее развитие и изобилие;

1991 г. - «Хотой Айыы» - божество Орла. Оно обитает на четвертом небосклоне, способствует единению мыслей и воле к победе;

1992 г. - «Улуу Суорун» - Великий Суорун расположен на пятом небосклоне. Одаривает способностью профессионального мастерства. Это божество кузнецов, шаманов, народных целителей и.т.д.;

1993 г. - «Сун Дьааһын» - божество шестого неба. Сун Джасын – является богом Грома. Олицетворяет могущество, дает людям огонь. Дерево, которое пронзила молния, обладает божественной, очищающей силой. Между тем Сун Джасын олицетворяет карающие силы матушки природы и божеств небесных.

1994 г. – Ысыах «Төлкө», посвященный Году семьи.

1995 г. – «Ытык Кыайыы ыһыа5а» - Праздник, посвященный Великой Победе;

1996 г. – Год молодежи. Поклонение богу Юрюнг Айыы, самому главному из пантеона богов Айыы.

1997 г. – Ысыах, посвященный Республиканским играм на призы Василия Манчаары;

1998 г. – «Кэскил ыһыа5а». Ысыах Надежды с величавым танцем Добун - Осуохай;

1999 г. – «Ысыах «Туску», посвященный 175–летию образования Нюрбинского района;

2000 г. – «Ысыах Алгыс»;

2001 г. – «Ысыах Айхал» - торжество во славу Нового века.

2002 г. – «Ысыах Саргы», посвященный 370-летию добровольного вхождения Якутии в состав Российского государства, 80-летию Автономии Якутии и 125-летию А.Е. Кулаковского.

2003 г. - Ысыах, посвященный 110-летию великого сына якутского народа Платона Ойунского. Праздник почитания и продолжения рода;

2004 г. - «Ысыах Айылгы» - добро приумножается, уважение – возвышается;

2005 г. - «Ысыах Победы», посвященный 60-летию Великой Победы над фашистскими захватчиками;

2006 г. – «Ысыах, посвященный 110-летию великого сына якутского народа Степана Васильева». Праздник проходил под девизом: «Победа торжествует, традиции процветают, жизнь продолжается…»

2007 г. – «Ысыах, посвященный 100-летию Сергея Васильева, 375-летию добровольного вхождения Якутии в состав Российского государства, 10–летию города Нюрба и 10-летию ОАО Алроса-Нюрба. Ысыах назывался «Во славу Олонхо - мир и благополучие, единство народов».

2008 г. – Ысыах, посвященный году Семьи и 110- летию государственного деятеля М. Мегежекского и 100 – летию наркома просвещения С. Сюльского.

2009 г. – Ысыах, посвященный 185 – летию Нюрбинского района. Праздник посвящался подрастающему поколению;

2010 г. - Ысыах «Өрөгөй», приуроченный к 65-летию Великой Победы и 100 – летию Н.Н. Чусовского, году Учителя;

2011 г. - Республиканский Ысыах молодежи в местности Кыталыктаах Нюрбинского района. На этот праздник съехалась молодежь со всей республики – свои команды представили 25 районов и г. Якутском. В течение двух дней проводились различные конкурсы и соревнования.

С 23 по 24 июня 2012 г. в местности «Кыталыктаах» Нюрбинского улуса прошел республиканский Ысыах Олонхо. Открытие Ысыаха Олонхо получилось ярким, красочным. В массовых сценах было задействовано около 2,5 тысяч детей – участников художественной самодеятельности. Действо началось с традиционного обряда алгыса – поклонения божествам Айыы, затем был исполнен танец «Джесегей».

После завершения официальной части началось театрализованное представление. Красавицы в белых одеяниях, олицетворяющие священных птиц – стерхов, юноши в образе якутских богатырей и силачей, почетные старцы и хранительницы домашнего очага в богатых национальных одеждах – тысячи детей, юношей, девушек, мужчин и женщин приняли участие в постановке. Кроме того, в представлении были задействованы лошади, которые у якутов издавна считаются священными животными.
Зрителям были подарены божественный танец стерхов, танец «Джесегей», танец орла, показаны отрывки из быта якутов, например – сенокос, а также постановка олонхо «Булдус бөҕө» И.М. Харитонова – Саахардаах Дьуона. Беспрерывно звучали звуки хомуса, раз за разом друг друга сменяли алгыс, осуохай, олонхо, тойук.

Кроме этого, 23 июня во время празднования Ысыаха Олонхо был установлен новый рекорд Европы и России по самому длительному исполнению хороводного танца – осуохая. В нем приняли участие 1267 человек. Участники рекорда протанцевали более часа. Новое достижение в Нюрбинском районе зафиксировал главный редактор и основатель «Книги рекордов России», президент Информационного «Агентства ПАРИ», журналист-международник и писатель Алексей Свистунов.

Нюрбинский ысыах с советских времен рассчитан на многонациональный состав населения. Так, театрализованная часть открытия идет на двух языках. Кроме того, в сценарную драматургию вводятся образы героев русского фольклора, а также национальные элементы культуры других народов.

Начиная с 1984г. во время летних праздников ысыах Ленинский район и город Нерюнгри обменивались делегациями, в том числе эстрадно-концертными группами. В районном центре Нюрба с начала 50-х годов постоянно находилось управление Амакинской экспедиции со всеми административными, обслуживающими службами. Кроме большого коллектива Нюрбинского объединенного авиапредприятия, есть и другие интернациональные коллективы, работающие в тесном контакте с местными предприятиями района.

Нюрбинский район имеет глубокие интернациональные традиции, почти с начала XIX в. с момента основания русских селений Аммосовка, Александровка и Антоновка. Еще в дореволюционные годы праздники ысыах на берегу Вилюя устраивались при ближайшем участии русских, татарских и якутских купцов, а также нюрбинских крестьян и ссыльных поселенцев. Все это в той или иной степени накладывало отпечаток на структуру, ход и содержание праздника.

Нюрбинские ысыахи отличаются еще благодаря активному участию Нюрбинского государственного передвижного драматического театра, участию 11 действующих народных фольклорных коллективов: «Ньурбачаан», «Дьөңкүүдэ кыталыктара», «Сыккыс», «Сандал», «Кылыhах», вокальные ансамблей «Суhум», «Камертон», и участию детских танцевальных коллективов: образцовый танцевальный коллектив РФ «Кэскил», образцовый танцевальный ансамбль «Сир симэхтэрэ», танцевальные ансамбли «Түhүлгэ киэргэллэрэ», «Сулусчаан», «Монди», «Валерия», «Саhар5а», «Саhар5а сардаңалара», «Чэчир», «Кустук», «Ырасанаа», «О5о саас», «Эйгэ», «Урааңхай», «Эрэлчээн», «Ситим», «Үрүйэчээн».

Согласно исследованиям доктора филологических наук Василия Васильевича Илларионова, в начале прошлого века количество олонхосутов достигало 96 человек. Среди последней плеяды сказителей особенно выделяются: Иван Догоюков, Спиридон Петров - Уус уола, Ион Матвеевич Харитонов – Саахардаах Дьуона, Николай Тагров, Василий Егоров-Айах Баhылай, Гавриил Дуяков, Игнатий Кутукуров, Елисей Валь, Федот Максимов – Оботтоох Сөдүөт, Иван Иванов – Мурустаал Уйбаан, Сергей Чочанов и др. Они создавали и донесли до нашего времени крупные эпические творения, которые силами специалистов и энтузиастов были записаны и оставлены в наследство молодым поколениям.

Таким образом, Нюрбинский ысыах имеет глубокие интернациональные традиции. Так, театрализованная часть открытия идет на двух языках Все это в той или иной степени накладывало отпечаток на структуру, ход и содержание праздника.

Нюрбинские ысыахи также отличаются благодаря активному участию Нюрбинского государственного передвижного драматического театра, участию 11 действующих народных фольклорных коллективов в ритуально-церемониальной части. К тому же, мы видим, что каждый ысыах имеет свое тематическое название.